Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Приходское духовенство Марийского края в ХIХ веке (опыт характеристики)

Приходское духовенство Марийского края в ХIХ веке (опыт характеристики)

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 23–24 мая 1998 г.

Матвеева Светлана Михайловна,

аспирант кафедры отечественной истории МарГУ
 

Приходское духовенство Марийского края в ХIХ веке

(опыт характеристики)
 

Из многообразия сословных групп населения Марийского края дооктябрьского периода несомненный интерес представляет и облик приходского духовенства. К сожалению, социальная структура духовенства и другие связанные с этим вопросы практически еще не были предметом специального изучения.

Хорошо известна культурно-просветительская роль местных священно и церковнослужителей.

В распоряжении исследователей имеется обширный архивный материал о приходах и приходском духовенстве в XIX в. Царевококшайского и Козьмодемьянского уездов(1). Основой для анализа послужили архивные источники — клировые ведомости, которые сохранились за многие годы, вплоть до нач. XX в.

Данные, приведенные в этих источниках, и позволяют дать ответ на ряд простых, но важных вопросов. Все приводимые ниже цифры касаются только священников. Изучение источников показало, что состав дьяконов, дьячков и пономарей церковного причта в рассматриваемый период приобретает все более случайный характер и поддается анализу с большим трудом. Кроме того, нами сделана попытка проследить рост церковного строительства на протяжении XIX в., его количественные характеристики.

На начало XIX в. в Царевококшайском уезде было 17 церковных приходов, а в конце XIX в. — 26. В Козьмодемьянском уезде, соответственно, в начале века — 22 прихода, а в конце — 47.

За столетие изменилось также и число священников. В Царевококшайском уезде на начало века насчитывалось 19 священников, в конце эта цифра возрастает до 37, в Козьмодемьянском, сответственно, в начале — 36, затем 52 священника. Этот рост связан с увеличением числа приходов, хотя следует отметить, что в целом население России в этот период росло быстрее.

На протяжении XIX в. подвергся значительным изменениям и образовательный уровень приходского духовенства. В 1807 г. 20 человек (55%) в Козьмодемьянском уезде прошли обучение в Казанской Духовной семинарии, 16 человек были из необучавшихся, то есть имели домашнее образование.

В середине XIX в. “наиболее типичной фигурой в сельском приходе был священник, учившийся в семинарии, но не закончивший полного курса”(2), так как до реформы 1842 г. каждый из 6 классов семинарии представлял собой самостоятельную ступень образования. Другой типичной фигурой среди духовенства середины XIX века был священник, получивший лишь начатки духовного образования, но много лет служивший.

В конце XIX века картина резко меняется. Большинство священников прошли обучение в Казанской духовной семинарии. Так, в 1899 г. из 37 священников Царевококшайского уезда 27 (72%) обучались именно там. В Козьмодемьянском уезде 38 священников (75%) из 52 закончили Казанскую Духовную семинарию или обучались там; 6 священников закончили Духовное училище. Но появились и священники с педагогическим образованием: 4 священника в Козьмодемьянском уезде и 4 священника в Царевококшайском были выпускниками учительских семинарий.

Священников с чисто светским образованием было немного. Один священник Царевококшайского уезда имел незаконченное среднее образование (городское училище) и один священник в Козьмодемьянском уезде обучался в реальном училище.

Уровень образованности городского и сельского духовенства отличался незначительно. Как в уездных городах, так и в сельских приходах большинство священников являлись выпускниками Духовной семинарии.

В целом просматривается следующая тенденция: образовательный уровень духовенства рос. Однако доля лиц, не получивших систематических знаний в учебных заведениях, была все же значительной. В пореформенные десятилетия уровень грамотности в России увеличивался быстро, и к началу XX в. около половины деревенских детей и практически все городские учились в школах. Как считает Казанский историк Липаков, “уровень образования духовенства рос медленнее, чем население в целом”(3). Что касается состава псаломщиков, то имеющиеся у нас данные показывают, что они по своему культурному уровню в конце XIX в. вообще мало отличались от крестьян.

Возрастной состав духовенства также дает немало данных для размышлений. В 1904 г. в Марийском крае 6 священников были моложе 25 лет; возраст одного из них составлял всего 22 года. Самый почтенный возраст имел протоиерей Павел Петрович Любимов. Выпускник Казанской семинарии, он был рукоположен в сан священника в 1855 году, с этого же года служил в селе Оринино Козьмодемьянского уезда до 1904 года. Анализ показывает, что наиболее многочисленная группа — священники от 26 до 40 лет. Меньшая численность священников более старших возрастов объясняется высокой смертностью. “Средний же возраст рукоположения в священники в казанской епархии в начале XX в. для выпускников Духовной семинарии составлял 25 лет, для выпускников других сверхсредних, средних учебных заведений — 32 года”(4). Наличие достаточно большого количества священников моложе 30 лет не всегда способствовало росту авторитета церкви. Таким молодым людям было трудно завоевать авторитет у крестьян. “В восточных православных церквях (Константинопольской, Антиохийской, а также в Болгарской) в конце XIX в. продолжало действовать правило, по которому священником можно было стать, только достигнув 30 лет”(5).

А как долго священники служили в приходах? Думается, что этот материал представляет немалый интерес. По данным 1899 года, в Царевококшайском уезде менее одного года служили 3 священника, от одного до пяти лет — 15 священников, от 6 до 10 лет — 7 священников. К 1899 году дольше других служил на одном месте Александр Николаевич Смирнов, “рукоположенный в сан священника в 1866 году”6, а с 1871 года принявший приход в селе Арино. В Козьмодемьянском уезде менее одного года в одном приходе не служил никто, от одного до пяти лет служили 19 священников, от 6 до 10 лет — 10 священников, от 11 до 15 — 9 священиков, от 16 до 20 — 8, от 20 до 30 — 3, свыше 30 — двое.

Безусловно, интересен вопрос и об участии священников в просвещении крестьянского населения. В частности, в Царевококшайском уезде в 1899 году 33 из 37 священников преподавали в местных школах и училищах, как законоучители; были среди них и помощники миссионеров, и члены Училищных Советов, и просто люди, тянувшиеся к просветительской деятельности. Следует отметить, что все приведенные цифры и сделанные на их основе наблюдения, являются результатом лишь первичного анализа данных, содержащихся в архивном фонде нашей республики, в основном в клировых ведомостях. Более глубокий анализ состава духовенства позволит сделать ценные выводы, весьма нужные при изучении и более важных вопросов.
 

Примечания
 

1 См. ГАРМЭ, ф. 80, ф. 172, ф. 165.

2 Липаков Е.В. Православное духовенство Казанской епархии. II половина XIX - начало XX в.в.: опыт характеристики. // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции “История и человек в богословии и церковной науке”. Казань, 1996.

3 Там же.

4 Справочная книга для Казанской епархии. Казань, 1904. С. 135.

5 Липаков Е.В. Там же. С. 168.

6 Справочная книга для Казанской епархии Царевококшайского и Козьмодемьянского уездов. Казань, 1899. С. 113.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
140

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
110

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
125

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
1166
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
705
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
702
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Все новости