История миссии
Религиозная жизнь русских в Республике Марий Эл
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 23–25 мая 2000 г.
Чемышев Эдуард Валерьевич,
аспирант кафедры региональной истории МарГУ
Религиозная жизнь русских в Республике Марий Эл
По результатам Всесоюзной переписи 1989 года русские составляли относительное большинство населения Марийской республики (для сравнения — русских — 47,5 %, марийцев — 43,3 %, татар — 5,9 %). В последнее десятилетие XX века заметно возросла роль религии в обществе. В связи с этим становится актуальной проблема отношения русских, проживающих на территории Республики Марий Эл, к религии.
К середине 1980-х годов религиозное сознание большинства русского населения в результате атеистической унификации всего советского общества было эклектичным и инфантильным. Оно отличалось аморфностью и индифферентностью. По данным социологических исследований, проведенных отделом социологии Марийского научно-исследовательского института в 1985 году, 74,5 % русских в Марийской АССР были неверующими, 22,7 % — православными, 0,8 % — приверженцами «марийской веры» (1). Для сравнения, в 1973 году 53,5 % русских — неверующие, 36 % — православные, 1,8 % — мусульмане, 0,9 % — приверженцы «марийской веры», 1,3 % — другой религии(2).
Таким образом, по сравнению с 1970-ми в 80-ые годы население республики постепенно отходило от религии. Но при анализе этих данных необходимо учитывать следующие обстоятельства: социологические исследования МарНИИ проводились при непосредственном участии отдела пропаганды Марийского обкома КПСС и Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кроме того, население в то время боялось показывать свою религиозность.
В начале 1990-х годов, получив определенную свободу на самовыражение, люди стали объявлять себя верующими, начали проявлять повышенный интерес к религии. Возвращение к религии происходило не в результате религиозной проповеди, а вследствие деидеологизации общественной жизни. Переломным моментом в религиозной жизни современного российского общества стало принятие Верховным Советом РСФСР Закона «О свободе вероисповеданий» 25 октября 1990 года, который позволил населению страны беспрепятственно отправлять свои религиозные потребности в культовых местах и объединяться по конфессиональному признаку. В соответствии с данным законом религиозные объединения были приравнены к общественным организациям и практически могли приступать к деятельности. Необходимо отметить, что данное обстоятельство первоначально благоприятно отразилось на положении РПЦ в Марий Эл. Так, в 1991 году из 22-х зарегистрированных в республике религиозных объединений 19 были православными, в 1992 году из 14-ти — 10. В 1993 г. была организована Йошкар-Олинская и Марийская епархия РПЦ.
Параллельно с Православием развивались другие традиционные для республики конфессии. Активизировалась деятельность проповедников ислама. Приверженцы традиционной древнемарийской веры сформировали в Йошкар-Оле религиозное объединение «Ошмарий-Чимарий», возобновили практику проведения коллективных всемарийских молений. Данные конфессии не имели заметного влияния на религиозное сознание русского населения. В дальнейшем в республику начали «проникать» новые «неправославные» религии. В 1993 году из 12-ти зарегистрированных в республике религиозных объединений 5 были православными, 2 — мусульманскими, 5 — протестантскими.
Усиление деятельности религиозных сект протестантского направления заметно отразилось на религиозной жизни русского населения.
По результатам социологического исследования «Религиозное сознание населения Республики Марий Эл», проведенного в 1994 году отделом социологии МарНИИ видно, что 12,4% русских твердо считали себя религиозными, 26,5% могли сказать, что они религиозны, 30% колебались между верой и неверием, 20,4% не считали себя религиозными, 2,5% — атеисты, 8,2% затруднились ответить. Более половины русских (59,3%) ответили, что они приверженцы православия, 5,9% — двоеверцы, 29,1% — приверженцы других религий(3). Говоря о своей религиозности, только 4,1% русских ответили, что соблюдали все религиозные обряды и обычаи, а 69% соблюдали не все(4). Незначительная часть опрошенных русских (3,7%) регулярно посещала церковь, значительная часть — от случая к случаю (47,3%) и почти половина (49%) не посещала церковь(5).
Рост популярности Православия среди населения объясняется демократизацией общества. (с точки зрения автора — ред.). Люди перестали стесняться своих религиозных чувств. С учреждением в республике епархии началась активная миссионерская деятельность со стороны православного духовенства. Были открыты заброшенные и построены новые церкви. Если в начале 1980-х годов в республике действовало всего 15, то в 1997 году — уже 56 православных церквей.
В то же время среди русских росло число приверженцев «неправославных» религий. В числе новых направлений особо выделялись Христианский Центр — филиал американской «Церкви на скале», Церковь Христа, лютеранская церковь, «новомодные религии» (буддисты, кришнаиты и др.), иеговисты, последователи Виссариона и т.д.
Религия начинала оказывать непосредственное влияние на изменение общественного сознания значительной части населения. Формирующиеся религиозные общности стремились выработать свои, отличные от других конфессий, традиции, ценностные установки, нормы поведения, определяли самосознание людей, пытались регулировать их социальную жизнь. Нередко эти традиции кардинально отличались от существующей в республике действительности, тоталитарные религии носили ярко выраженный антигуманный характер.
Именно поэтому, высказывая серьезные опасения за судьбы людей, особенно молодежи, в связи с деятельностью тоталитарных сект, Государственная дума РФ в 1997 г. приняла Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», признавший особую роль православия в истории страны, в становлении и развитии духовности и культуры.
События, связанные с принятием данного закона, наглядно продемонстрировали поляризацию сил в обществе по вопросу реализации принципа свободы совести.
Как известно, межконфессиональные конфликты возникают на социальной почве. В связи с этим при нынешней социально-экономической ситуации в республике резко возрастает актуальность преодоления социальных противоречий. Желательно отходить от конфронтационных установок, направленных на борьбу с инакомыслием и инаковерием.
Каково было религиозное сознание русского населения республики в конце 1990-х гг., точно определить невозможно. Социологических исследований по данной проблеме во второй половине 1990-х гг. не проводилось. Но, по крайней мере, за период действия нового Федерального закона «О свободе совести» (по конец 1999 г.) число религиозных объединений в республике возросло: в православии — на 12,3%, в протестантизме — в 2 раза(7).
Религиозная жизнь русских в РМЭ в конце XX века являлась поликонфессиональной. Русское население было представлено почти во всех действующих в республике религиозных направлениях. Если в 1989 г. в республике 34 религиозных зарегистрированных и незарегистрированных (фактически действующих) объединения были представлены 9-ю, то к концу 1999 г. 171 объединение — 32-мя конфессиями (по данным В.А. Исакова). Многие люди в зависимости от общественного мнения в соответствии с принципом свободы совести «перебирались» из одной религии в другую.
Поскольку большинство русского населения все же является православным, в Марий Эл созданы все условия для полноценного функционирования РПЦ. В 1999 г. вся республика готовилась к празднованию 2000-летия Рождества Христова. В период с 26 октября по 5 ноября 1999г. через всю территорию РМЭ проходил крестный ход. В Йошкар-Оле уже третий год под патронажем Министерства культуры республики и Йошкар-Олинского епархиального управления проводятся научно-богословские чтения «Христианское просвещение и русская культура». История Православия широко освещается в школьных учебниках…
В республике нет серьезных проявлений религиозной нетерпимости, что естественно снижает вероятность возникновения конфликтов на конфессиональной почве.
Примечания
1 Образ жизни населения Марийской АССР (по материалам сравнительных социологических исследований 1973 и 1985 гг.). Йошкар-Ола, 1989. С. 218.
2 Там же.
3 Орлова О.В. Отношение русских, проживающих на территории Республики Марий Эл, к религии (по материалам социологических исследований) // Русские в Среднеповолжском полиэтническом регионе. Материалы научно- практической конференции, 19-20 декабря 1997 г. Йошкар-Ола, 1998. С. 81.
4 Там же.
5 Там же. С. 82.
6 Межнациональные отношения в Республике Марий Эл (по материалам социологического исследования 1994 г.) // Шабыков В.И., Соловьев В.С., Исанбаев С.И. Йошкар-Ола. 1995. С. 13.
7 Исаков В. К вопросу о реализации Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в многонациональной Республике Марий Эл// Вестник Марий Эл. 1999. №3. С. 65.
Фотогалерея
Все новости раздела
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 23–25 мая 2000 г.
Чемышев Эдуард Валерьевич,
аспирант кафедры региональной истории МарГУ
Религиозная жизнь русских в Республике Марий Эл
По результатам Всесоюзной переписи 1989 года русские составляли относительное большинство населения Марийской республики (для сравнения — русских — 47,5 %, марийцев — 43,3 %, татар — 5,9 %). В последнее десятилетие XX века заметно возросла роль религии в обществе. В связи с этим становится актуальной проблема отношения русских, проживающих на территории Республики Марий Эл, к религии.
К середине 1980-х годов религиозное сознание большинства русского населения в результате атеистической унификации всего советского общества было эклектичным и инфантильным. Оно отличалось аморфностью и индифферентностью. По данным социологических исследований, проведенных отделом социологии Марийского научно-исследовательского института в 1985 году, 74,5 % русских в Марийской АССР были неверующими, 22,7 % — православными, 0,8 % — приверженцами «марийской веры» (1). Для сравнения, в 1973 году 53,5 % русских — неверующие, 36 % — православные, 1,8 % — мусульмане, 0,9 % — приверженцы «марийской веры», 1,3 % — другой религии(2).
Таким образом, по сравнению с 1970-ми в 80-ые годы население республики постепенно отходило от религии. Но при анализе этих данных необходимо учитывать следующие обстоятельства: социологические исследования МарНИИ проводились при непосредственном участии отдела пропаганды Марийского обкома КПСС и Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кроме того, население в то время боялось показывать свою религиозность.
В начале 1990-х годов, получив определенную свободу на самовыражение, люди стали объявлять себя верующими, начали проявлять повышенный интерес к религии. Возвращение к религии происходило не в результате религиозной проповеди, а вследствие деидеологизации общественной жизни. Переломным моментом в религиозной жизни современного российского общества стало принятие Верховным Советом РСФСР Закона «О свободе вероисповеданий» 25 октября 1990 года, который позволил населению страны беспрепятственно отправлять свои религиозные потребности в культовых местах и объединяться по конфессиональному признаку. В соответствии с данным законом религиозные объединения были приравнены к общественным организациям и практически могли приступать к деятельности. Необходимо отметить, что данное обстоятельство первоначально благоприятно отразилось на положении РПЦ в Марий Эл. Так, в 1991 году из 22-х зарегистрированных в республике религиозных объединений 19 были православными, в 1992 году из 14-ти — 10. В 1993 г. была организована Йошкар-Олинская и Марийская епархия РПЦ.
Параллельно с Православием развивались другие традиционные для республики конфессии. Активизировалась деятельность проповедников ислама. Приверженцы традиционной древнемарийской веры сформировали в Йошкар-Оле религиозное объединение «Ошмарий-Чимарий», возобновили практику проведения коллективных всемарийских молений. Данные конфессии не имели заметного влияния на религиозное сознание русского населения. В дальнейшем в республику начали «проникать» новые «неправославные» религии. В 1993 году из 12-ти зарегистрированных в республике религиозных объединений 5 были православными, 2 — мусульманскими, 5 — протестантскими.
Усиление деятельности религиозных сект протестантского направления заметно отразилось на религиозной жизни русского населения.
По результатам социологического исследования «Религиозное сознание населения Республики Марий Эл», проведенного в 1994 году отделом социологии МарНИИ видно, что 12,4% русских твердо считали себя религиозными, 26,5% могли сказать, что они религиозны, 30% колебались между верой и неверием, 20,4% не считали себя религиозными, 2,5% — атеисты, 8,2% затруднились ответить. Более половины русских (59,3%) ответили, что они приверженцы православия, 5,9% — двоеверцы, 29,1% — приверженцы других религий(3). Говоря о своей религиозности, только 4,1% русских ответили, что соблюдали все религиозные обряды и обычаи, а 69% соблюдали не все(4). Незначительная часть опрошенных русских (3,7%) регулярно посещала церковь, значительная часть — от случая к случаю (47,3%) и почти половина (49%) не посещала церковь(5).
Рост популярности Православия среди населения объясняется демократизацией общества. (с точки зрения автора — ред.). Люди перестали стесняться своих религиозных чувств. С учреждением в республике епархии началась активная миссионерская деятельность со стороны православного духовенства. Были открыты заброшенные и построены новые церкви. Если в начале 1980-х годов в республике действовало всего 15, то в 1997 году — уже 56 православных церквей.
В то же время среди русских росло число приверженцев «неправославных» религий. В числе новых направлений особо выделялись Христианский Центр — филиал американской «Церкви на скале», Церковь Христа, лютеранская церковь, «новомодные религии» (буддисты, кришнаиты и др.), иеговисты, последователи Виссариона и т.д.
Религия начинала оказывать непосредственное влияние на изменение общественного сознания значительной части населения. Формирующиеся религиозные общности стремились выработать свои, отличные от других конфессий, традиции, ценностные установки, нормы поведения, определяли самосознание людей, пытались регулировать их социальную жизнь. Нередко эти традиции кардинально отличались от существующей в республике действительности, тоталитарные религии носили ярко выраженный антигуманный характер.
Именно поэтому, высказывая серьезные опасения за судьбы людей, особенно молодежи, в связи с деятельностью тоталитарных сект, Государственная дума РФ в 1997 г. приняла Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», признавший особую роль православия в истории страны, в становлении и развитии духовности и культуры.
События, связанные с принятием данного закона, наглядно продемонстрировали поляризацию сил в обществе по вопросу реализации принципа свободы совести.
Как известно, межконфессиональные конфликты возникают на социальной почве. В связи с этим при нынешней социально-экономической ситуации в республике резко возрастает актуальность преодоления социальных противоречий. Желательно отходить от конфронтационных установок, направленных на борьбу с инакомыслием и инаковерием.
Каково было религиозное сознание русского населения республики в конце 1990-х гг., точно определить невозможно. Социологических исследований по данной проблеме во второй половине 1990-х гг. не проводилось. Но, по крайней мере, за период действия нового Федерального закона «О свободе совести» (по конец 1999 г.) число религиозных объединений в республике возросло: в православии — на 12,3%, в протестантизме — в 2 раза(7).
Религиозная жизнь русских в РМЭ в конце XX века являлась поликонфессиональной. Русское население было представлено почти во всех действующих в республике религиозных направлениях. Если в 1989 г. в республике 34 религиозных зарегистрированных и незарегистрированных (фактически действующих) объединения были представлены 9-ю, то к концу 1999 г. 171 объединение — 32-мя конфессиями (по данным В.А. Исакова). Многие люди в зависимости от общественного мнения в соответствии с принципом свободы совести «перебирались» из одной религии в другую.
Поскольку большинство русского населения все же является православным, в Марий Эл созданы все условия для полноценного функционирования РПЦ. В 1999 г. вся республика готовилась к празднованию 2000-летия Рождества Христова. В период с 26 октября по 5 ноября 1999г. через всю территорию РМЭ проходил крестный ход. В Йошкар-Оле уже третий год под патронажем Министерства культуры республики и Йошкар-Олинского епархиального управления проводятся научно-богословские чтения «Христианское просвещение и русская культура». История Православия широко освещается в школьных учебниках…
В республике нет серьезных проявлений религиозной нетерпимости, что естественно снижает вероятность возникновения конфликтов на конфессиональной почве.
Примечания
1 Образ жизни населения Марийской АССР (по материалам сравнительных социологических исследований 1973 и 1985 гг.). Йошкар-Ола, 1989. С. 218.
2 Там же.
3 Орлова О.В. Отношение русских, проживающих на территории Республики Марий Эл, к религии (по материалам социологических исследований) // Русские в Среднеповолжском полиэтническом регионе. Материалы научно- практической конференции, 19-20 декабря 1997 г. Йошкар-Ола, 1998. С. 81.
4 Там же.
5 Там же. С. 82.
6 Межнациональные отношения в Республике Марий Эл (по материалам социологического исследования 1994 г.) // Шабыков В.И., Соловьев В.С., Исанбаев С.И. Йошкар-Ола. 1995. С. 13.
7 Исаков В. К вопросу о реализации Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в многонациональной Республике Марий Эл// Вестник Марий Эл. 1999. №3. С. 65.
Фотогалерея
Другие новости раздела
Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола Святая обитель
Плоды деятельности переводческой комиссии
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии Плоды деятельности
Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г. ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ Труды по
Популярные новости
Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...
Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...