История миссии
Школы Братства святителя и чудотворца Николая во второй половине XIX — начале XX вв. на территории Марийского края
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 24–25 мая 2001 г.
Алметева Ирина Витальевна,
аспирант кафедры Отечественной истории МарГУ.
Школы Братства святителя и чудотворца Николая во второй половине XIX — начале XX вв. на территории Марийского края
В деле религиозно-нравственного воспитания населения большую роль сыграли православные миссионерские братства. После издания 8 мая 1864 года основных правил для учреждения православных братств, они появляются в разных городах России: Кирилло-мефодиевское братство — в Чистополе, братство Святого Креста — в Саратове, братство св. Гурия — в Казани, братство свт. и чудотворца Николая — в Вятке (1).
Братство святителя и чудотворца Николая было открыто в г. Вятке 31 октября 1882 года по инициативе протоиерея Вятского кафедрального собора Стефана Никифоровича Кашменского.
Открыто оно было с целью содействия епархиальной власти и духовенству Вятской епархии в их противораскольнической деятельности. Средством осуществления данной цели была избрана подготовка взрослых крестьян из зараженных расколом приходов в Вятской школе братства для «миссионерских собеседований со старообрядцами и для первоначального обучения грамоте крестьянских детей».
В данном сообщении нами сделана попытка рассмотреть историю открытия школ вышеуказанного братства, их деятельность и развитие на территории современного Марийского края, в Уржумском и Яранском уездах, Вятской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.
В 60-х годах XIX в. С.Н. Кашменский, видя усиление раскола в Вятской епархии, приходит к мысли основать в Вятке такое учреждение, в котором православные крестьяне могли бы знакомиться со старинными книгами, пользующимися уважением старообрядцев, чтобы по данным книгам беседовать с ними о вере в местах своего жительства. С этой целью им в ноябре 1875 года и была открыта школа (2). Помещалась она в квартире С.Н. Кашменского. В первый год в Вятскую центральную (так в дальнейшем стали ее называть) школу поступили 15 человек, из них одна была женщина. В ней обучение проходили взрослые люди в возрасте от 19-35 лет, окончившие курс учения в начальных школах или получившие домашнее образование.
Преподаванием занимался сам Стефан Никифорович. В школе проходили историю и обличение русского раскола, историко-литургические сведения, Священную историю Ветхого и Нового завета, катехизис и церковную историю. Учения продолжались с октября по апрель месяцы. На время летних полевых работ ученики отпускались домой, при этом следует отметить, что из своих средств С.Н. Кашменский выдавал ученикам деньги на проезд по 3 коп. на версту, а также ежемесячное содержание по 5 рублей в месяц. В конце учебного года в награду за усердие ученики получали от 7 до 14 рублей.
В то же время С.Н. Кашменский не оставлял мысли об учреждении в Вятской епархии противораскольнического братства. После его ходатайства, 26 октября 1882 года архиепископом Аполлосом был утвержден устав братства. 31 октября 1882 года состоялось открытие Братства, на котором преосвященный Тихон, Вятский викарий сказал следующие слова: «Братство во имя Святителя Николая имеет своею задачею содействовать сближению православных с раскольниками на почве мирных книжных собеседований с ними, хотя бы и случайных, содействовать посредством распространения через школу и печатные брошюры между крестьянами книжных сведений, потребных для этих случайных бесед с раскольниками» (3).
Таким образом, для достижения поставленных целей Братством святителя и чудотворца Николая были избраны следующие средства: 1) содержание открытой в 1875 году С.Н. Кашменским центральной школы (данная школа готовила кадры учителей в противораскольнические школы); 2) открытие подобных школ лучшими учениками братской центральной школы в селах и деревнях зараженных расколом; 3) распространение через духовенство и учителей между прихожанами Вятской епархии журнал, газет, книг, брошюр и листков для бесед со старообрядцами (4).
Был избран Совет братства из 8 человек, председателем которого стал С.Н. Кашменский. Заведование школами братства, распоряжения по учебно-воспитательной и хозяйственной части, руководство постановкой школ — были главными его обязанностями.
Лучшие ученики школы Кашменского в 1883 году были посланы Братством для собеседований со старообрядцами в приходы, где в том же году были открыты первые пять братских школ.
На территории Марийского края первые противораскольнические школы братства святителя и чудотворца Николая были открыты в 1883-1884 годах в д. Кизери, Уржумского уезда и в починке Копаневском, Яранского уезда (5). В 1884 году А. Торопывым была открыта еще одна школа в д. Тошнур, Косолаповского прихода, Уржумского уезда (6).
Предметы преподавания: Закон Божий (с объяснением Символа веры, 10 Заповедей, молитв, праздников, тропарей и некоторых служб Церкви, Священная история Ветхого и Нового Завета), чтение на русском и церковнославянском языке, арифметика и чистописание. Эти предметы в одних школах проходили по программе школ грамоты, в других по программе церковно-приходских школ. В конце учебы многие ученики школ получали свидетельство о льготе IV разряда по воинской повинности, что свидетельствовало о довольно хорошей подготовке учащихся.
Кроме всего, учащиеся в братских школах знакомились с краткой историей возникновения русского раскола при патриархе Никоне и с изложениями старопечатных книг; изречения о Святой Церкви, семи таинствах, антихристе, перстосложении и других обрядах заучивались на память.
Преподавателями в братских школах состояли: по Закону Божию — приходские священники, остальные предметы вели учителя, окончившие курс в Вятской центральной миссионерской школе. Священники учили безвозмездно, а учащие получали жалование 90 руб. в год, размер которого был увеличен в начале XX в. до 120 руб. Преподаватели данных школ ежегодно получали в г. Вятке удостоверения о праве преподавания в школах братства. Они встречались с руководством братства, от которых получали советы по школьной и миссионерской деятельности, тогда же им указывались и недостатки, отмеченные в отчетах. Обратно из Вятки учителя увозили новые книги для школьных библиотек.
Кроме обучения детей, братские учителя по мере своих сил старались ослабить нетерпимость раскольников к православным, способствовали их сближению. Для этого они посещали дома старообрядцев, вели с ними беседы, располагали родителей отдавать своих детей в братские школы.
Школы Братства святителя и чудотворца Николая во второй половине XIX в. получили признание среди населения Вятской епархии. Об этом свидетельствуют рост количества школ и учеников. Например, если в 1883 году школ было открыто 5 со 100 учениками, то через год, в 1884-1885 гг., школ стало 10, со 190 учениками, в 18861887 гг. — 20 школ, с 401 учеником, 1887-1888 гг. — 28 школ, в 18881889 гг. — 32 школы, с 666 учащимися, и в 1891-1892 гг. — 33 школы, с 882 учащимися (7).
В Уржумском и Яранском уездах, Вятской губернии в 1892 году противораскольнических школ Братства насчитывалось 6: Ветошкинская, Елембаевская, Косолаповская, Максинерская, Турекская Уржумского уезда и Пермяковская Яранского уезда. В данных школах учащихся было 173 мальчиков и 32 девочек, всего 205 человек. Из них раскольников было 19 мальчиков и 6 девочек, всего 25 человек (12 %) (8).
В начале XX в. количество братских школ увеличилось незначительно, так в 1902 году — 43 школы, с 881 учащимся, в 1913 году — 51 школа, с 811 учащимися. В Уржумском и Яранском уезде всех школ стало 10, где обучение проходили 154 человека (9). В сравнении со второй половиной XIX в. в начале XX в. школ стало больше, но количество учащихся в них осталось практически без изменения.
Тем не менее их роль в противораскольнической деятельности была незаменима. Как отмечали приходские священники «братская школа, незаметно сглаживая и ослабляя фанатизм в раскольнических детях, их вековое наследственное чувство неприязни и недоверия к православным и православной церкви, постепенно подготовляет другое раскольническое поколение, менее фанатичное, уже идущее на встречу сближению с Православной Церковью» (10). Многие жители сел и деревень, как православные, так и раскольники выражали школам братства симпатии и признательность.
Таким образом, можно сказать, что школы Братства святителя и чудотворца Николая выполнили поставленные перед ними миссионерские и общеобразовательные задачи.
Примечания
1 Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1995. С. 213.
2 Вятские епархиальные ведомости. 1908, № 11, С. 293-294.
3 Там же. С. 295.
4 Там же. 1896, № 17, С. 825. 5 Там же. 1884, № 24. С. 562.
6 Там же. 1896, № 20, С. 977.
7 Там же. 1892, № 20, С. 393; 1896, № 17, С. 829; № 20, С. 977-980.
8 Там же. № 19, С. 357.
9 Там же. 1903, № 3, С. 82; 1915, № 22, С. 2223.
10 Там же. 1908, № 11, С. 303.
Фотогалерея
Все новости раздела
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 24–25 мая 2001 г.
Алметева Ирина Витальевна,
аспирант кафедры Отечественной истории МарГУ.
Школы Братства святителя и чудотворца Николая во второй половине XIX — начале XX вв. на территории Марийского края
В деле религиозно-нравственного воспитания населения большую роль сыграли православные миссионерские братства. После издания 8 мая 1864 года основных правил для учреждения православных братств, они появляются в разных городах России: Кирилло-мефодиевское братство — в Чистополе, братство Святого Креста — в Саратове, братство св. Гурия — в Казани, братство свт. и чудотворца Николая — в Вятке (1).
Братство святителя и чудотворца Николая было открыто в г. Вятке 31 октября 1882 года по инициативе протоиерея Вятского кафедрального собора Стефана Никифоровича Кашменского.
Открыто оно было с целью содействия епархиальной власти и духовенству Вятской епархии в их противораскольнической деятельности. Средством осуществления данной цели была избрана подготовка взрослых крестьян из зараженных расколом приходов в Вятской школе братства для «миссионерских собеседований со старообрядцами и для первоначального обучения грамоте крестьянских детей».
В данном сообщении нами сделана попытка рассмотреть историю открытия школ вышеуказанного братства, их деятельность и развитие на территории современного Марийского края, в Уржумском и Яранском уездах, Вятской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.
В 60-х годах XIX в. С.Н. Кашменский, видя усиление раскола в Вятской епархии, приходит к мысли основать в Вятке такое учреждение, в котором православные крестьяне могли бы знакомиться со старинными книгами, пользующимися уважением старообрядцев, чтобы по данным книгам беседовать с ними о вере в местах своего жительства. С этой целью им в ноябре 1875 года и была открыта школа (2). Помещалась она в квартире С.Н. Кашменского. В первый год в Вятскую центральную (так в дальнейшем стали ее называть) школу поступили 15 человек, из них одна была женщина. В ней обучение проходили взрослые люди в возрасте от 19-35 лет, окончившие курс учения в начальных школах или получившие домашнее образование.
Преподаванием занимался сам Стефан Никифорович. В школе проходили историю и обличение русского раскола, историко-литургические сведения, Священную историю Ветхого и Нового завета, катехизис и церковную историю. Учения продолжались с октября по апрель месяцы. На время летних полевых работ ученики отпускались домой, при этом следует отметить, что из своих средств С.Н. Кашменский выдавал ученикам деньги на проезд по 3 коп. на версту, а также ежемесячное содержание по 5 рублей в месяц. В конце учебного года в награду за усердие ученики получали от 7 до 14 рублей.
В то же время С.Н. Кашменский не оставлял мысли об учреждении в Вятской епархии противораскольнического братства. После его ходатайства, 26 октября 1882 года архиепископом Аполлосом был утвержден устав братства. 31 октября 1882 года состоялось открытие Братства, на котором преосвященный Тихон, Вятский викарий сказал следующие слова: «Братство во имя Святителя Николая имеет своею задачею содействовать сближению православных с раскольниками на почве мирных книжных собеседований с ними, хотя бы и случайных, содействовать посредством распространения через школу и печатные брошюры между крестьянами книжных сведений, потребных для этих случайных бесед с раскольниками» (3).
Таким образом, для достижения поставленных целей Братством святителя и чудотворца Николая были избраны следующие средства: 1) содержание открытой в 1875 году С.Н. Кашменским центральной школы (данная школа готовила кадры учителей в противораскольнические школы); 2) открытие подобных школ лучшими учениками братской центральной школы в селах и деревнях зараженных расколом; 3) распространение через духовенство и учителей между прихожанами Вятской епархии журнал, газет, книг, брошюр и листков для бесед со старообрядцами (4).
Был избран Совет братства из 8 человек, председателем которого стал С.Н. Кашменский. Заведование школами братства, распоряжения по учебно-воспитательной и хозяйственной части, руководство постановкой школ — были главными его обязанностями.
Лучшие ученики школы Кашменского в 1883 году были посланы Братством для собеседований со старообрядцами в приходы, где в том же году были открыты первые пять братских школ.
На территории Марийского края первые противораскольнические школы братства святителя и чудотворца Николая были открыты в 1883-1884 годах в д. Кизери, Уржумского уезда и в починке Копаневском, Яранского уезда (5). В 1884 году А. Торопывым была открыта еще одна школа в д. Тошнур, Косолаповского прихода, Уржумского уезда (6).
Предметы преподавания: Закон Божий (с объяснением Символа веры, 10 Заповедей, молитв, праздников, тропарей и некоторых служб Церкви, Священная история Ветхого и Нового Завета), чтение на русском и церковнославянском языке, арифметика и чистописание. Эти предметы в одних школах проходили по программе школ грамоты, в других по программе церковно-приходских школ. В конце учебы многие ученики школ получали свидетельство о льготе IV разряда по воинской повинности, что свидетельствовало о довольно хорошей подготовке учащихся.
Кроме всего, учащиеся в братских школах знакомились с краткой историей возникновения русского раскола при патриархе Никоне и с изложениями старопечатных книг; изречения о Святой Церкви, семи таинствах, антихристе, перстосложении и других обрядах заучивались на память.
Преподавателями в братских школах состояли: по Закону Божию — приходские священники, остальные предметы вели учителя, окончившие курс в Вятской центральной миссионерской школе. Священники учили безвозмездно, а учащие получали жалование 90 руб. в год, размер которого был увеличен в начале XX в. до 120 руб. Преподаватели данных школ ежегодно получали в г. Вятке удостоверения о праве преподавания в школах братства. Они встречались с руководством братства, от которых получали советы по школьной и миссионерской деятельности, тогда же им указывались и недостатки, отмеченные в отчетах. Обратно из Вятки учителя увозили новые книги для школьных библиотек.
Кроме обучения детей, братские учителя по мере своих сил старались ослабить нетерпимость раскольников к православным, способствовали их сближению. Для этого они посещали дома старообрядцев, вели с ними беседы, располагали родителей отдавать своих детей в братские школы.
Школы Братства святителя и чудотворца Николая во второй половине XIX в. получили признание среди населения Вятской епархии. Об этом свидетельствуют рост количества школ и учеников. Например, если в 1883 году школ было открыто 5 со 100 учениками, то через год, в 1884-1885 гг., школ стало 10, со 190 учениками, в 18861887 гг. — 20 школ, с 401 учеником, 1887-1888 гг. — 28 школ, в 18881889 гг. — 32 школы, с 666 учащимися, и в 1891-1892 гг. — 33 школы, с 882 учащимися (7).
В Уржумском и Яранском уездах, Вятской губернии в 1892 году противораскольнических школ Братства насчитывалось 6: Ветошкинская, Елембаевская, Косолаповская, Максинерская, Турекская Уржумского уезда и Пермяковская Яранского уезда. В данных школах учащихся было 173 мальчиков и 32 девочек, всего 205 человек. Из них раскольников было 19 мальчиков и 6 девочек, всего 25 человек (12 %) (8).
В начале XX в. количество братских школ увеличилось незначительно, так в 1902 году — 43 школы, с 881 учащимся, в 1913 году — 51 школа, с 811 учащимися. В Уржумском и Яранском уезде всех школ стало 10, где обучение проходили 154 человека (9). В сравнении со второй половиной XIX в. в начале XX в. школ стало больше, но количество учащихся в них осталось практически без изменения.
Тем не менее их роль в противораскольнической деятельности была незаменима. Как отмечали приходские священники «братская школа, незаметно сглаживая и ослабляя фанатизм в раскольнических детях, их вековое наследственное чувство неприязни и недоверия к православным и православной церкви, постепенно подготовляет другое раскольническое поколение, менее фанатичное, уже идущее на встречу сближению с Православной Церковью» (10). Многие жители сел и деревень, как православные, так и раскольники выражали школам братства симпатии и признательность.
Таким образом, можно сказать, что школы Братства святителя и чудотворца Николая выполнили поставленные перед ними миссионерские и общеобразовательные задачи.
Примечания
1 Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1995. С. 213.
2 Вятские епархиальные ведомости. 1908, № 11, С. 293-294.
3 Там же. С. 295.
4 Там же. 1896, № 17, С. 825. 5 Там же. 1884, № 24. С. 562.
6 Там же. 1896, № 20, С. 977.
7 Там же. 1892, № 20, С. 393; 1896, № 17, С. 829; № 20, С. 977-980.
8 Там же. № 19, С. 357.
9 Там же. 1903, № 3, С. 82; 1915, № 22, С. 2223.
10 Там же. 1908, № 11, С. 303.
Фотогалерея
Другие новости раздела
Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола Святая обитель
Плоды деятельности переводческой комиссии
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии Плоды деятельности
Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г. ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ Труды по
Популярные новости
Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...
Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...