История миссии
Царевококшайский период в жизни и деятельности выдающегося языковеда и педагога В.А. Богородицкого
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 15 мая 2003 г.
СТАРИКОВ Сергей Валентинович,
доктор исторических наук, профессор
кафедры отечественной истории МарГУ
Царевококшайский период в жизни и деятельности выдающегося языковеда и педагога В.А. Богородицкого
Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941). Это имя известно каждому филологу не только в России, но и за рубежом.
Выдающийся русский языковед и педагог, он стал создателем первой в мире лаборатории экспериментальной фонетики. О нем написаны книги, статьи, очерки (1). Его жизненный и творческий путь тесно связан с губернским городом Казанью, куда он приехал летом 1868 года. Учился в Казанской гимназии (с 1868 г.), на историко-филологическом факультете Императорского Казанского университета (с 1876 г.). После окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию, а в дальнейшем вел исследовательскую и педагогическую работу, являясь приват-доцентом кафедр сравнительного языкознания (с 1881 г.), сравнительной грамматики индоевропейских языков (с 1884 г.), санскрита и сравнительной грамматики (с 1886 г.), экстраординарным профессором (с 1893 г.). Ученую степень магистра сравнительного языкознания он получил в 1884 г. за диссертацию “Гласные без ударения в общерусском языке”, степень доктора сравнительного языкознания — в 1888 г. за диссертацию “Курс грамматики русского языка. Ч.1. Фонетика”. В 1905 г. В.А. Богородицкий был избран пожизненным членом Парижского лингвистического общества, а в 1915 г. — членом-корреспондентом Российской Академии наук. С 1922 г. он работал профессором Восточного педагогического института в Казани. В 1940 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Научное наследие В.А. Богородицкого обширно и разнообразно. Им опубликовано более 160 трудов, в том числе монографии, учебники, методические разработки, библиографические обзоры, статьи, рецензии. Научные интересы В.А. Богородицкого распространялись на проблемы общего языкознания, древних индоевропейских, современных славянских, западноевропейских, тюркских и других языков. В.А. Богородицкий написал первый вузовский учебник современного русского языка “Общий курс русской грамматики”, выдержавший пять изданий (1904, 1907, 1911, 1913 и 1935 годы).
Все эти факты известны в научном мире. Но мало кто знает, что Василий Алексеевич — коренной царевококшаец, родился и провел свои детские годы в Царевококшайске. Еще меньше известно о том, что в нашем тихом уездном городке В.А. Богородицкий получил начальное образование. Работая над материалами своей книги о Царевокошайске (2), автор данной статьи обнаружил интересные данные об этом периоде жизни известного ученого, нашего земляка.
В.А. Богородицкий родился в г. Царевококшайске 7(19) апреля 1857 года в православной семье. Его отец, Алексей Иванович Богородицкий, был из духовного сословия, закончил курс Казанской духовной семинарии, а в октябре 1856 г. был рукоположен в сан священника храма Входа Господня в Иерусалим в Царевококшайске. С 1867 г. он преподавал Закон Божий в приготовительном классе и женской школе при Царевококшайском уездном училище. В семье Алексея Ивановича и его супруги Анфисы Ивановны было два сына (Василий и Виктор) и три дочери (Анна, Агния, Ольга). Богородицкие имели деревянный дом в городе.
Достигнув 6-летнего возраста, старший сын Василий в сентябре 1863 г. был принят в приготовительный класс Царевококшайского уездного мужского училища, окончив который летом 1864 г., был переведен в первый класс. Открытое в мае 1825 г. и размещавшееся в одном из лучших зданий города — доме Пчелина, училище считалось одним из лучших в Казанской губернии.
Здесь работали интересные и увлеченные педагоги: законоучитель священник Вознесенской церкви Александр Николаевич Спасский, учитель истории и географии Михаил Карпович Емельянов, учитель арифметики и геометрии Семен Лукич Попцов. Особое внимание, судя по отчетам о состоянии преподавания отдельных дисциплин, уделялось преподаванию русского языка и русской словесности. В сентябре 1867 г. учителем русского языка был назначен выпускник Императорского Казанского университета Иван Васильевич Архангельский, о котором в отчетах смотрителя училища говорилось, что он не пропустил ни одного урока. Вопросы преподавания русского языка почти ежемесячно обсуждались на совещаниях. Особое внимание уделялось правильному чтению, произношению. Ученики 3-го класса на испытаниях “читали отлично”. Предметом пристального внимания стали сочинения учащихся. Решили не давать детям темы, с которыми они “не могли сладить”, например “Коронование Императора Николая I”, а предлагать такие, “которые бы могли иметь нравственное влияние на учащихся”. Предполагалось также разнообразить сочинения формами и давать писать письма. В силу молодости и недостатка опыта И.В. Архангельского выпускники часто повторяли разнообразные ошибки, но он “сделал все, чтобы улучшить успехи”. Несомненно, что стремление привить любовь к родному языку в царевококшайском училище не могло не повлиять на судьбу Василия Богородицкого. Постановка всего дела преподавания русского языка в Царевококшайске, на наш взгляд, дала нашему отечеству такие крупные имена лингвистов, как Билярский и Богородицкий.
Василий Богородицкий был способным и прилежным учеником. Правда, в первом классе у семилетнего Василия не все получалось. Отличные оценки в конце года были выставлены только по чистописанию и поведению. По Закону Божиему, русскому языку, географии, черчению и рисованию выведены удовлетворительные оценки, а по арифметике и геометрии вышла даже двойка. Но средний балл по оценкам получился удовлетворительным. В кондуитном списке (журнал с замечаниями на учеников) имя Богородицкого довольно часто фигурировало.
Зафиксированы его “проступки”: “неряшливая тетрадь — оставлен на 2 часа после уроков; не приготовил урок по мерам длины — 2 часа после уроков готовил урок; не приготовил стихи — оставлен готовить урок; не приготовил урок по Закону Божиему — оставлен после уроков; не выучил правила из арифметики — оставлен без обеда; 26 апреля 1865 г. Богородицкий и трое других не приготовили урока по грамматике об именах прилагательных — оставлены были на 2 часа, но ушли. Василий раскаялся и по молодости лет прощен” (3). Его перевели во второй класс. Но директор училищ Казанской губернии опротестовал решение училищного совета. В своей записке, направленной в Царевококшайск 5 августа 1865 г., он сообщал смотрителю уездного училища: “Ученик 1 класса Богородицкий переведен во 2-й класс неправильно; предлагаю оставить его в том же классе и за такого рода неправильные действия на первый раз делаю замечание училищному совету и предлагаю ему на будущее строго держаться правил” (4).
Василий Богородицкий был оставлен повторно в первом классе. Следует заметить, что в дореволюционной школе это не являлось чем-то предосудительным, напротив, поощрялось для усвоения и закрепления знаний. Повторно Василий закончил первый класс по всем предметам на отлично, кроме арифметики. В кондуитном списке Богородицкий почти не фигурировал.
Имеется лишь одна интересная запись от 1 июня 1866 г.: “Опоздал на четверть часа, пришел в класс, как замечено, после долгого гулянья по улицам, руки в грязи, лицо потное, загорелое, перепачканный; не принес даже ни одной книги с собой; занимается хорошо, но это потому, что сидит в классе другой год. Домашнего же занятия мало в нем заметно. Способность и память хорошие, соображение быстрое. Но, как кажется, испорчен домашними похвалами и потому самонадеян и по достоинствам своим малоисправен” (5). За это происшествие Богородицкий был наказан, стоял у доски, ему было сделано, как отмечалось в журнале, внушение, что “хорошему ученику стыдно доводить себя до такового вида” (6). По итогам первого класса Василий был награжден книгой “за благонравие и успехи”.
Во втором классе 1866-1867 учебного года успехи Богородицкого оказались несколько ниже, но в третьем выпускном классе 1867/68 учебного года из 7 учеников-выпускников отличные успехи по всем предметам показал только Василий Богородицкий, которого педагогический совет училища ставил в пример, а в марте 1868 г. “нашел возможным записать на красную доску”. У него были лучшие сочинения. “Такие ученики, как Богородицкий, в состоянии написать довольно хорошо на всякую тему”, — отмечалось на заседании педсовета (7). В годовом отчете за 1868 г. подчеркивалось, что “Богородицкий, 11 лет мальчик, отличился отличным почерком, исполнительностью и опрятностью во всем; тетради и изложения его всегда были хороши” (8).
22 июня 1868 г. на торжественном акте выпуска присутствовали учителя, родители, представители учреждений г. Царевококшайска. Собравшиеся торжественно исполнили песнопение “Царю Небесный”, а затем ученик второго класса Николай Спасский произнес приветственную речь. Ученики первого и второго классов и ученицы женской школы рассказали басни Крылова и стихотворения, а выпускник Василий Богородицкий прочитал “Метель” Д.В. Григоровича “правильно и выразительно” (9). С речью об училище выступил штатный смотритель коллежский асессор Е.Н. Сильвестров. В заключение торжественного акта пропеты “Боже Царя храни” и “Достойно”.
Василий Богородицкий получил аттестат об окончании училища. Дорога в гимназию была открыта. В отчете училища было отмечено: “Особенно отлично окончил курс сын священника — В. Богородицкий, который за примерное поведение во все время учения, за прилежание и успешное занятие заслуживает публичной похвалы” (10).
В 1868 г. В.А. Богородицкий выехал в Казань и поступил в Императорскую 1-ю Казанскую гимназию, окончание которой открыло ему дорогу в университет и путь в науку. Начался казанский период его жизни и деятельности.
В 2002 г. исполнилось 145 лет со дня рождения В.А. Богородицкого, выдающегося ученого, патриота нашего Отечества.
Казань хранит память о Богородицком. Здесь есть квартира-кабинет ученого, где хранятся его личные вещи, библиотека. На доме установлена мемориальная доска. А в городе, где он родился, эта память никак не увековечена. Абсолютное большинство йошкаролинцев и взрослых, и учащихся, и студентов ничего не знает о своем известном земляке. Настала пора в преддверии его 150-летнего юбилея увековечить память о нем хотя бы мемориальной доской на Вознесенской (Карла Маркса) улице, либо назвать одну из улиц его именем. Это наш долг перед ушедшими и грядущими поколениями йошкаролинцев, которые не в праве быть безучастными к своей истории и культуре.
Примечания
1 Богородицкий Василий Алексеевич // Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь. Т. 2. Минск, 1977. С. 29-42; Андрамонова Н.А., Байрамова Л.К. В.А. Богородицкий. Казань, 1981.
2 Стариков С.В. Панорама старого города: Царевококшайск на старинных открытках и фотографиях. Йошкар-Ола, 2002.
3 Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 97. Оп. 1.
Д. 716. ЛЛ. 98-108.
4 Там же. Л. 17-17 об.
5 Там же. Д. 737. Л. 95-95 об.
6 Там же.
7 Там же. Д. 771. Л. 18 об.
8 Там же. Д. 775. Л. 12 об.
9 Там же. Л. 11.
10 Там же. Д.774. Л. 26.
Фотогалерея
Все новости раздела
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 15 мая 2003 г.
СТАРИКОВ Сергей Валентинович,
доктор исторических наук, профессор
кафедры отечественной истории МарГУ
Царевококшайский период в жизни и деятельности выдающегося языковеда и педагога В.А. Богородицкого
Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941). Это имя известно каждому филологу не только в России, но и за рубежом.
Выдающийся русский языковед и педагог, он стал создателем первой в мире лаборатории экспериментальной фонетики. О нем написаны книги, статьи, очерки (1). Его жизненный и творческий путь тесно связан с губернским городом Казанью, куда он приехал летом 1868 года. Учился в Казанской гимназии (с 1868 г.), на историко-филологическом факультете Императорского Казанского университета (с 1876 г.). После окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию, а в дальнейшем вел исследовательскую и педагогическую работу, являясь приват-доцентом кафедр сравнительного языкознания (с 1881 г.), сравнительной грамматики индоевропейских языков (с 1884 г.), санскрита и сравнительной грамматики (с 1886 г.), экстраординарным профессором (с 1893 г.). Ученую степень магистра сравнительного языкознания он получил в 1884 г. за диссертацию “Гласные без ударения в общерусском языке”, степень доктора сравнительного языкознания — в 1888 г. за диссертацию “Курс грамматики русского языка. Ч.1. Фонетика”. В 1905 г. В.А. Богородицкий был избран пожизненным членом Парижского лингвистического общества, а в 1915 г. — членом-корреспондентом Российской Академии наук. С 1922 г. он работал профессором Восточного педагогического института в Казани. В 1940 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Научное наследие В.А. Богородицкого обширно и разнообразно. Им опубликовано более 160 трудов, в том числе монографии, учебники, методические разработки, библиографические обзоры, статьи, рецензии. Научные интересы В.А. Богородицкого распространялись на проблемы общего языкознания, древних индоевропейских, современных славянских, западноевропейских, тюркских и других языков. В.А. Богородицкий написал первый вузовский учебник современного русского языка “Общий курс русской грамматики”, выдержавший пять изданий (1904, 1907, 1911, 1913 и 1935 годы).
Все эти факты известны в научном мире. Но мало кто знает, что Василий Алексеевич — коренной царевококшаец, родился и провел свои детские годы в Царевококшайске. Еще меньше известно о том, что в нашем тихом уездном городке В.А. Богородицкий получил начальное образование. Работая над материалами своей книги о Царевокошайске (2), автор данной статьи обнаружил интересные данные об этом периоде жизни известного ученого, нашего земляка.
В.А. Богородицкий родился в г. Царевококшайске 7(19) апреля 1857 года в православной семье. Его отец, Алексей Иванович Богородицкий, был из духовного сословия, закончил курс Казанской духовной семинарии, а в октябре 1856 г. был рукоположен в сан священника храма Входа Господня в Иерусалим в Царевококшайске. С 1867 г. он преподавал Закон Божий в приготовительном классе и женской школе при Царевококшайском уездном училище. В семье Алексея Ивановича и его супруги Анфисы Ивановны было два сына (Василий и Виктор) и три дочери (Анна, Агния, Ольга). Богородицкие имели деревянный дом в городе.
Достигнув 6-летнего возраста, старший сын Василий в сентябре 1863 г. был принят в приготовительный класс Царевококшайского уездного мужского училища, окончив который летом 1864 г., был переведен в первый класс. Открытое в мае 1825 г. и размещавшееся в одном из лучших зданий города — доме Пчелина, училище считалось одним из лучших в Казанской губернии.
Здесь работали интересные и увлеченные педагоги: законоучитель священник Вознесенской церкви Александр Николаевич Спасский, учитель истории и географии Михаил Карпович Емельянов, учитель арифметики и геометрии Семен Лукич Попцов. Особое внимание, судя по отчетам о состоянии преподавания отдельных дисциплин, уделялось преподаванию русского языка и русской словесности. В сентябре 1867 г. учителем русского языка был назначен выпускник Императорского Казанского университета Иван Васильевич Архангельский, о котором в отчетах смотрителя училища говорилось, что он не пропустил ни одного урока. Вопросы преподавания русского языка почти ежемесячно обсуждались на совещаниях. Особое внимание уделялось правильному чтению, произношению. Ученики 3-го класса на испытаниях “читали отлично”. Предметом пристального внимания стали сочинения учащихся. Решили не давать детям темы, с которыми они “не могли сладить”, например “Коронование Императора Николая I”, а предлагать такие, “которые бы могли иметь нравственное влияние на учащихся”. Предполагалось также разнообразить сочинения формами и давать писать письма. В силу молодости и недостатка опыта И.В. Архангельского выпускники часто повторяли разнообразные ошибки, но он “сделал все, чтобы улучшить успехи”. Несомненно, что стремление привить любовь к родному языку в царевококшайском училище не могло не повлиять на судьбу Василия Богородицкого. Постановка всего дела преподавания русского языка в Царевококшайске, на наш взгляд, дала нашему отечеству такие крупные имена лингвистов, как Билярский и Богородицкий.
Василий Богородицкий был способным и прилежным учеником. Правда, в первом классе у семилетнего Василия не все получалось. Отличные оценки в конце года были выставлены только по чистописанию и поведению. По Закону Божиему, русскому языку, географии, черчению и рисованию выведены удовлетворительные оценки, а по арифметике и геометрии вышла даже двойка. Но средний балл по оценкам получился удовлетворительным. В кондуитном списке (журнал с замечаниями на учеников) имя Богородицкого довольно часто фигурировало.
Зафиксированы его “проступки”: “неряшливая тетрадь — оставлен на 2 часа после уроков; не приготовил урок по мерам длины — 2 часа после уроков готовил урок; не приготовил стихи — оставлен готовить урок; не приготовил урок по Закону Божиему — оставлен после уроков; не выучил правила из арифметики — оставлен без обеда; 26 апреля 1865 г. Богородицкий и трое других не приготовили урока по грамматике об именах прилагательных — оставлены были на 2 часа, но ушли. Василий раскаялся и по молодости лет прощен” (3). Его перевели во второй класс. Но директор училищ Казанской губернии опротестовал решение училищного совета. В своей записке, направленной в Царевококшайск 5 августа 1865 г., он сообщал смотрителю уездного училища: “Ученик 1 класса Богородицкий переведен во 2-й класс неправильно; предлагаю оставить его в том же классе и за такого рода неправильные действия на первый раз делаю замечание училищному совету и предлагаю ему на будущее строго держаться правил” (4).
Василий Богородицкий был оставлен повторно в первом классе. Следует заметить, что в дореволюционной школе это не являлось чем-то предосудительным, напротив, поощрялось для усвоения и закрепления знаний. Повторно Василий закончил первый класс по всем предметам на отлично, кроме арифметики. В кондуитном списке Богородицкий почти не фигурировал.
Имеется лишь одна интересная запись от 1 июня 1866 г.: “Опоздал на четверть часа, пришел в класс, как замечено, после долгого гулянья по улицам, руки в грязи, лицо потное, загорелое, перепачканный; не принес даже ни одной книги с собой; занимается хорошо, но это потому, что сидит в классе другой год. Домашнего же занятия мало в нем заметно. Способность и память хорошие, соображение быстрое. Но, как кажется, испорчен домашними похвалами и потому самонадеян и по достоинствам своим малоисправен” (5). За это происшествие Богородицкий был наказан, стоял у доски, ему было сделано, как отмечалось в журнале, внушение, что “хорошему ученику стыдно доводить себя до такового вида” (6). По итогам первого класса Василий был награжден книгой “за благонравие и успехи”.
Во втором классе 1866-1867 учебного года успехи Богородицкого оказались несколько ниже, но в третьем выпускном классе 1867/68 учебного года из 7 учеников-выпускников отличные успехи по всем предметам показал только Василий Богородицкий, которого педагогический совет училища ставил в пример, а в марте 1868 г. “нашел возможным записать на красную доску”. У него были лучшие сочинения. “Такие ученики, как Богородицкий, в состоянии написать довольно хорошо на всякую тему”, — отмечалось на заседании педсовета (7). В годовом отчете за 1868 г. подчеркивалось, что “Богородицкий, 11 лет мальчик, отличился отличным почерком, исполнительностью и опрятностью во всем; тетради и изложения его всегда были хороши” (8).
22 июня 1868 г. на торжественном акте выпуска присутствовали учителя, родители, представители учреждений г. Царевококшайска. Собравшиеся торжественно исполнили песнопение “Царю Небесный”, а затем ученик второго класса Николай Спасский произнес приветственную речь. Ученики первого и второго классов и ученицы женской школы рассказали басни Крылова и стихотворения, а выпускник Василий Богородицкий прочитал “Метель” Д.В. Григоровича “правильно и выразительно” (9). С речью об училище выступил штатный смотритель коллежский асессор Е.Н. Сильвестров. В заключение торжественного акта пропеты “Боже Царя храни” и “Достойно”.
Василий Богородицкий получил аттестат об окончании училища. Дорога в гимназию была открыта. В отчете училища было отмечено: “Особенно отлично окончил курс сын священника — В. Богородицкий, который за примерное поведение во все время учения, за прилежание и успешное занятие заслуживает публичной похвалы” (10).
В 1868 г. В.А. Богородицкий выехал в Казань и поступил в Императорскую 1-ю Казанскую гимназию, окончание которой открыло ему дорогу в университет и путь в науку. Начался казанский период его жизни и деятельности.
В 2002 г. исполнилось 145 лет со дня рождения В.А. Богородицкого, выдающегося ученого, патриота нашего Отечества.
Казань хранит память о Богородицком. Здесь есть квартира-кабинет ученого, где хранятся его личные вещи, библиотека. На доме установлена мемориальная доска. А в городе, где он родился, эта память никак не увековечена. Абсолютное большинство йошкаролинцев и взрослых, и учащихся, и студентов ничего не знает о своем известном земляке. Настала пора в преддверии его 150-летнего юбилея увековечить память о нем хотя бы мемориальной доской на Вознесенской (Карла Маркса) улице, либо назвать одну из улиц его именем. Это наш долг перед ушедшими и грядущими поколениями йошкаролинцев, которые не в праве быть безучастными к своей истории и культуре.
Примечания
1 Богородицкий Василий Алексеевич // Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь. Т. 2. Минск, 1977. С. 29-42; Андрамонова Н.А., Байрамова Л.К. В.А. Богородицкий. Казань, 1981.
2 Стариков С.В. Панорама старого города: Царевококшайск на старинных открытках и фотографиях. Йошкар-Ола, 2002.
3 Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 97. Оп. 1.
Д. 716. ЛЛ. 98-108.
4 Там же. Л. 17-17 об.
5 Там же. Д. 737. Л. 95-95 об.
6 Там же.
7 Там же. Д. 771. Л. 18 об.
8 Там же. Д. 775. Л. 12 об.
9 Там же. Л. 11.
10 Там же. Д.774. Л. 26.
Фотогалерея
Другие новости раздела
Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола Святая обитель
Плоды деятельности переводческой комиссии
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии Плоды деятельности
Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г. ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ Труды по
Популярные новости
Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...
Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...