Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Из истории града Царевококшайска (1574-1919 гг.)

Из истории града Царевококшайска (1574-1919 гг.)

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 24-25 мая 2004 г.

 

Цаплина Валерия Александровна
экономический факультет МарГТУ

 

Из истории града Царевококшайска (1574-1919 гг.)

 

“Лета 7093 ноября в 1-й день государь, царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал послати в новой Царев город с нарядом и с запасы воевод на три полки: В большом полку воевода князь Иван Ондреевич Ноготков да голова князь Григорей Бельской. В передовом полку воевода князь Иван Васельевич Гагин. В сторожевом полку князь Петр Шеховский”, — гласит запись в разрядной книге от 1475-1598 гг. (1).

Это значит, что 1 ноября 1584 года в основанный на марийской земле город были направлены воевода и городничий со стрельцами, продовольствием и боеприпасами. Так в исторических документах выглядит первое письменное упоминание о Царевококшайске. Его официальная история начинается именно отсюда. Каковы же исторические предпосылки возникновения города?

Жители Марийского края еще не были знакомы с христианской верой, они обожествляли видимую вокруг себя природу и совершали жертвоприношения в особых рощах. Но не был этот народ забыт Богом. Вскоре после взятия Казани в 1552 году вся Марийская земля вошла в состав Российского государства, и это событие открыло дверь для проникновения сюда света Христовой веры. На пограничных территориях Русского государства в то время были нередкими мятежи и разбойные нападения, поэтому, по царскому повелению, в беспокойных регионах ставились города-крепости. Так в конце XVI века, и в глубине марийских лесов, на правом берегу реки Кокшаги выросла небольшая крепость.

Кто бы мог тогда подумать, что это укрепление превратится в столицу марийской земли, станет началом ее духовного и культурного просвещения?

Но мирное время наступило здесь не сразу, а лишь спустя десять лет, с поражением мятежников среди черемис и окончанием III “черемисской” войны. От имени царя Федора Иоанновича марийцам были даны обещания облегчить положение ясачников и простить мятежников. Вскоре представители луговых марийцев прибыли к царским воеводам и дали московскому царю клятву верности. Так началась история Царевококшайска.

Славный град Царевококшайск

В XVI веке города закладывались с совершением особого чина, и можно предполагать, что закладка Царева города происходила примерно так. Воевода и священник выбрали место для постройки, затем, после освящения места под строительство церкви, был совершен крестный ход вокруг ее территории по тем местам, где должны были находиться городские стены. Таким образом, Царевококшайск изначально строился как православный город.

Спустя некоторое время крепость была обнесена деревянными стенами с башнями, в которых имелись проезды в город. За стенами располагались земляные валы и рвы, наполненные водой. Скорее всего, городские укрепления проходили следующим образом: на севере — от Вознесенского собора, на западе — около нынешней Комсомольской улицы, на юге — между улицами Пушкина и Чернышевского. С востока город защищала река. На территории крепости размещался военный гарнизон.

Первыми горожанами стали военные и административные лица (воевода, городничий, стрельцы, священники и другие), а местным жителям, в целях безопасности расселенным по радиусу до пяти верст от укрепления, не разрешалось даже ночевать в нем. Так выглядел Царевококшайск в первые годы своего существования.

В конце XVI века, после расширения границ Русского государства на юг и восток, в крае наступило относительное спокойствие, и Царев город потерял свое военное значение. В город и его окрестности стали переселяться русские: государственные крестьяне, стрельцы и чиновники, ремесленники и торговцы, которых специальные люди “выкликали” из других мест. Вместе с переселенцами сюда проникали новые способы ведения хозяйства и новый, православный образ жизни.

Вокруг крепостных стен образовался посад, тоже обнесенный защитной стеной; появились предместья, в окрестностях выросли деревни русских крестьян — Ширяйково, Вараксино, Гомзово и другие. На противоположном берегу появилась Вознесенская слободка, через реку около Вознесенской церкви перекинулся деревянный мост.

В 1696 году в городе случился пожар, сгорели почти все постройки. После пожара первыми стали восстанавливаться церкви, но уже из кирпича, а крепостные стены и башни вновь не возводились, так как необходимость в них отпала и военный гарнизон был упразднен.

Спустя почти два столетия после основания, в городе, не считая свыше сотни домов, имелось четыре церкви, здания присутственных мест и духовного правления, городского магистрата, полиции; имелась караульня с тюрьмой и питейный дом. В предместьях находились: соляной магазин, кожевенный завод купца Пчелина, два кирпичных сарая на противоположном берегу реки и, за Вознесенским храмом, — водяная мукомольная мельница.

Взгляд на город изнутри

После реформ Екатерины II, Царевококшайск в 1775 году стал одним из двенадцати уездных центров Казанской губернии и получил свой герб. Приписанный к нему уезд назывался Царегородским, а жители именовались царегородцами (отсюда, вероятно, и распространенная в этих местах фамилия Царегородцевых).

Воевода являлся главным представителем власти в городе и уезде. Он решал военные и дипломатические задачи, вел судебные процессы, наблюдал за финансовой и хозяйственной жизнью, отвечал за спокойствие в городе и приписанной к нему территории.

Помощником воеводы в управлении был городничий, “хозяин” города. В его ведении находилась городская полиция; он вел все дела по благочинию, благоустройству, благотворительности, безопасности и правил суд по маловажным делам.

В 1835 году император Николай I утвердил регулярный план, по которому город получил прямоугольную сетку улиц: по берегу реки Кокшаги лежала Троицкая (Анисимовская) улица.

Параллельно ей длиной 1,5 версты тянулась главная, Вознесенская улица (Карла Маркса), затем Покровская (Советская), Игнатьева (Волкова), Ярмарочная (Комсомольская) и Пограничная (Маяковского).

Перпендикулярно им шли Монастырская (Чернышевского), Тихвинская (Горького), Кирпичная (Коммунистическая) и Садовая (Красноармейская) улицы. На Вознесенской улице располагались четыре церкви и лучшие здания города: присутственные места, больница с аптекой и несколько особенно красивых домов.

Дома состоятельных и известных горожан, острог, гостиницы, кабаки находились на Покровской улице. В некоторых домах нижние этажи сооружались из кирпича, в них размещались торговые лавки. До сих пор сохранились дома купцов Булыгина и Наумова (ул. Советская 102 и 104).

Общественно значимые учреждения стояли на Садовой улице. Близ Вознесенского храма, между Покровской и Вознесенской улицами, был разбит Городской сад — излюбленное место прогулок горожан, как полагают историки, и, наверное, одно из самых красивых мест города. За мостом простирались живописные пойменные луга с великолепной сосновой рощей справа, имевшей удивительно ароматный смолистый воздух. Кокшага в то время была настолько чиста, что жители брали воду прямо из нее для своих нужд. В реке водилось много рыбы: окуни, язи, налимы, судаки, щуки.

Средоточием жизни царевококшайцев и окрестных жителей являлись храмы. Предполагается, что первым был построен Воскресенский собор. К 1646 году в городе действовали еще Троицкая и Рождественская церкви (в Новокрещенской слободе). Позднее у северной окраины города появился Вознесенский храм, а у южной — Входоиерусалимская церковь.

Как видно, названия церквей связаны с событиями земной жизни Спасителя. Существует мнение, что “Царев город” был назван в честь Царя Небесного и задумывался как подобие Иерусалима на волжской земле.

Прихожанами Троицкой церкви были жители нынешних деревень Жуково, Ширяйково, Сидорово, Марково, Кожино, Никиткино, Лапшино, Яметково, Федоскино и нескольких городских домов.

Приход кафедрального Воскресенского собора состоял из горожан и жителей пригородных деревень — Медведево, Мышино, Коряково, Березово, Чихайдарово, Аленкино и Гомзово. Перед входом в собор размещалась Базарная площадь с торговыми лавками: в праздничные дни это была самая оживленная часть города.

При Входоиерусалимской церкви была образована богадельня, осенью 1888 года преобразованная в Царевококшайский женский Богородице-Сергиев монастырь. В деревянном монастырском корпусе находилась домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Украшал обитель сад с деревьями и цветами. На городском кладбище (ныне парк культуры и отдыха имени XXX-летия ВЛКСМ) стояла небольшая Тихвинская церковь (1774). В начале XX века в городе появился тюремный храм во имя святой великомученицы Варвары.

Царевококшайцы

Будний день обитателей города начинался в 5 часов утра, когда во всех церквах благовестили к службе. К 8-ми часам дети спешили в училище, а торговцы начинали открывать свои лавки. Однако покупателей было немного, поэтому часто им приходилось скучать, особенно в ненастную погоду. Тишина и безлюдье были характерной чертой города. К полудню на улице появлялись уездные служащие.

Обедали царевококшайцы часа в два-три часа пополудни, а ложились спать часов в девять или десять вечера. Ночные улицы не освещались, да этого особо и не требовалось — с наступлением темноты все находились дома.

В базарные дни, по пятницам и воскресеньям, город казался оживленней: крестьяне привозили на базар дрова, лапти, сено, муку, мясо, холсты, грибы, ягоды и прочую снедь; горожанки спешили запастись на базаре провизией.

В праздники не было заметно разгула, свойственного приволжским местам, не было песен и “гуляний обручку” по улицам. “Здесь вы проживете 5 лет и не услышите: “Караул!” — страшное слово в ночное время. Полиция спокойна в отношении беспорядков, кутузка пуста, десятники в бездействии”, — повествует очерк о Царевококшайске (2).

Убранства жилищ обывателей города представляли большое разнообразие. Можно было увидеть и хорошо меблированный дом, и простую сельскую избу. Часы для большинства составляли роскошь, о времени горожан ударами колокола извещали башенные часы.

О встрече с царевококшайцами интересно пишет Валентин Александрович Мошков в своем очерке “г. Царевовококшайск”: “Добродушие так и бьет вам в глаза при встрече с здешним простонародьем, городским или деревенским. Стоит только остановить какого-нибудь прохожего и спросить его о чем-нибудь, чтобы проникнуться к нему симпатией — какая готовность сообщить все сведения, которые вам требуются, какое искреннее желание вывести вас из затруднительного положения. Тон их разговора, как будто вы с ним давным-давно знакомы; нет в нем ни конфуза, ни страха, ни подобострастия, но в то же время нет и бахвальства или нахальства” (1).

Система образования

По свидетельству историков, к началу XX века Царевококшайск по уровню социально-экономического развития не отличался сильно от других городов, но уровень грамотности здесь был выше. Просвещением народа занимались монастыри и местные приходские священники, открывались школы, создавалась азбука, переводились на марийский язык книги Священного Писания. Первая церковно-приходская школа в Царевококшайске открылась в 1749 году, при Троицкой церкви.

Позднее при “девичьем” (как его называли в простонародье) Богородице-Сергиевом монастыре открылось женское училище, в котором за счет монастыря содержались и ученицы-сироты. Основное внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию девочек, так как они поступали туда с грубыми привычками, были слабо знакомы с православной верой. На уроках изучался Закон Божий, учили чтению, правописанию, арифметике, географии, истории; в каждый воскресный день и праздничный день все присутствовали за богослужением, а наиболее способные пели в Троицкой церкви. Вечером в свободное время девочки под руководством учительниц вязали, шили, вышивали и слушали духовное чтение. Больше всего им нравились жития святых.

Школа благотворно воздействовала на воспитанниц; они приучались к порядку и опрятности, у них развивался религиозно-нравственный кругозор. Ученицы, получавшие от родных продукты или деньги, делились со своими подругами и круглыми сиротами. По окончании учебы все доброе, усвоенное в монастыре, вносилось ими в среду своих семейств.

В начале XX века в Царевококшайске имелось несколько начальных учебных заведений, ремесленная школа, реальное училище, воспитанники которого пели в тюремном храме, педагогические курсы и женская гимназия. В гимназии изучали Закон Божий, французский и русский языки, географию, арифметику, рукоделие и другие предметы, позднее были введены гигиена и гимнастика. Все обучались пению; из учениц с лучшими голосами был образован хор, который пел в Троицкой церкви. Здание гимназии сохранилось до сих пор, в настоящее время в его стенах расположена школа № 25.

В 1917 году в бывшем арестном доме (сейчас краеведческий музей) открылась русско-черемисская учительская семинария, преобразованная затем в педагогические курсы. Священники городских церквей преподавали Закон Божий в церковно-приходских школах и училищах. День во всех учебных заведениях начинался и заканчивался молитвой. Крестьянские дети принимались во все городские училища. По отзыву учителей, эти дети оказывались способнее городских и лучше учились, а крестьян особенно привлекала еще и стипендия, которая давалась учащимся.

Закончив средние учебные заведения, царевококшайцы получали возможность поступать в университеты России, а уездная земская управа помогала студентам денежными пособиями. Царевококшайские учебные заведения, как пишут историки, считались одними из лучших в Казанской губернии.

Таким образом, за время своего существования (четыре с лишним столетия) Царев город на Кокшаге из военной крепости превратился в один из уездных городов Российской империи. Следствием просвещения края светом Христовой веры явилось распространение письменности, грамотности, культуры, а жизнь стал пронизывать высший смысл — спасение своей души, забота о ближнем.

Не понимая этой тихой благочестивой жизни городка, демократическая печать сделала его символом захолустья, отсталости, и, как свидетельствуют исторические документы, если кто-то хотел сказать о самых отсталых обычаях, о провинциальщине, то говорил или писал: “Как в Царевококшайске”. Действительно, сюда с трудом проникали новые веяния политической жизни, многие потрясения и события обходили город стороной, уклад жизни был устоявшимся. А плохо ли это?

Красный город

Несмотря на некоторую изолированность, Царевококшайск не могли не коснуться происходившие в 1917 году революционные события. Правда, из-за отсутствия в городе пролетариата и оторванности от политических центров, установление здесь советской власти шло с трудом.

Летом 1918 года власть даже переходила к белогвардейцам, но ненадолго. Вскоре в городе были образованы Военно-революционный совет и большевистская организация, а в феврале 1919 года город получил новое имя — Краснококшайск.

Однако сменив название и облик, он не лишился своего духовного фундамента, а лишь духовно уснул. Краснококшайск — “красный город”. А красный — это цвет Пасхи. И воскрешение православного духа города зависит от каждого из нас, от того, проснемся ли мы от греховного сна.

 

Литература

1. Йошкар-Ола. 1584-1991. Документы и материалы по истории города. Йошкар-Ола, 1994.

2. Сануков К.Н., Казимов А.С. и др. Из истории города Йошкар-Олы. Йошкар-Ола, 1987.

3. Панорама старого города: Царевококшайск на старинны открытках и фотографиях / С.В. Стариков. Йошкар-Ола, 2002.

4. Самсонов П.А. Город на Кокшаге. Изд-е 2-е. Йошкар-Ола, 1970.

5. Дерюжев И.О. Очерк 290-летнего состояния г. Царевококшайска и его уезда, 1876.

6. Мошков В.А. Город Царевококшайск. Путевые заметки // Ежемесячное литературное приложение к журналу “Нива” на 1901 г. за январь, февраль, март, апрель. СПб., 1901.

 

Примечания

1 Йошкар-Ола. 1584-1991. Документы и материалы по истории города. Йошкар-Ола, 1994. С. 27.

2 Дерюжев И.О. Очерк 290-летнего состояния г. Царевококшайска и его уезда, 1876.

1 Мошков В.А. Город Царевококшайск. Путевые заметки // Ежемесячное литературное приложение к журналу “Нива” на 1901 г. за январь, февраль, март, апрель. СПб., 1901.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
63

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
55

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
58

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
767
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
573
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
569
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Все новости