Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Епископ Сергий (Куминский)

Епископ Сергий (Куминский)

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 26 мая 2005 г.

 

Ерошкин Юрий Витальевич,
научный сотрудник отдела истории МарНИИЯЛИ

 

Епископ Сергий (Куминский)

История Православия на марийской земле хранит в себе немало замечательных страниц. Одна из них — жизнь и деятельность епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии, в 1927-1937 годах. В мае 1935 года Марийскую кафедру занимал епископ Сергий (Куминский), которому и посвящено данное сообщение.

Александр Сергеевич Куминский (так звали будущего Владыку в миру) родился 17 августа 1869 года в селе Горетове Рязанской губернии в семье диакона Троицкой церкви Сергия Куминского. Два младших брата будущего епископа, Андрей и Василий, впоследствии также стали священниками и в 30-х годах прошлого века служили на территории Рязанской области1 .

По окончании в 1891 году Рязанской Духовной семинарии 16 февраля 1892 года Александр Куминский  был рукоположен во священника, а в 1898-1918 годах служил в храмах воинских частей: с 11 марта 1898-го по 1905 год  — в 175-м  Батуринском пехотном полку, Александро-Невская церковь которого находилась в городе Умани Киевской губернии, в 1905-1908-м — в крепостном соборе города Новогеоргиевска, в 1908-1913-м — в церкви в честь святого великомученика Георгия Победоносца 9-го уланского Бугского полка, размещавшегося в селе Белая Церковь Киевской губернии, а с 7 июля 1913 года — в храме во имя святителя Алексия, Митрополита Московского 65-го Московского Его Величества пехотного полка, покровителем которого был царевич Алексий Николаевич. В это же время отец Александр нес послушание  благочинного церквей 17-й пехотной дивизии2 .

Обязанности полкового священника не ограничивались лишь совершением богослужений, а включали в себя также проведение бесед с военнослужащими и членами их семей в целях их нравственного воспитания; в ходе боевых действий духовенство ободряло, духовно укрепляло воинов, призывало их отдавать все силы  ратному делу, пострадать ради Бога и ближнего. Многие священнослужители в годы Первой мировой войны мужественно и добросовестно выполняли свои обязанности, подавая тем самым пример солдатам. К числу таковых, несомненно, принадлежал и священник Александр Куминский. Труды его на ниве Христовой были высоко оценены, батюшка имел несколько наград: орден св. Анны III степени (1914 г.), св. Анны II степени, с мечами и наперсный золотой крест на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества (1915 г.), орден св. Владимира IV степени, с мечами (1916 г.). 16 июля 1916 года отцу Александру был присвоен сан протоиерея; в начале 1918 года, по ходатайству главного священника армий Северного фронта, он был награжден палицей3 .

В связи с упразднением советской властью военного духовенства, в 1918 году протоиерей Александр Куминский был направлен в Черниговскую епархию, где, согласно собственноручному прошению, митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) был определен настоятелем церкви села Соболевки Звенигородского уезда Черниговской губернии4 . Супруга отца Александра была уроженкой Тамбовской губернии; к началу 1917 года в семье Куминских росли двое детей: сын 19 лет, имя  которого в настоящее время нам неизвестно, и дочь Татиана 14 лет5 . Служба на приходе, семейная жизнь — все у отца Александра складывалось вполне обыденно. Но Господь призвал его к архипастырскому служению. И когда в 1919 году скончалась супруга, батюшка был пострижен в монашество с именем Сергий6 .

После Октябрьской революции 1917 года для Православной Церкви наступили чрезвычайно тяжелые времена. С одной стороны — открытое гонение новой власти с ее богоборческой идеологией, с другой — натиск обновленцев, воспользовавшихся революционными “свободами” для достижения своих целей. В 1922 году в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим был арестован митрополит Киевский Михаил (Ермаков), и вся тяжесть ответственности по управлению православными приходами на Украине легла на плечи Макария (Кармазина), епископа Уманского, викария Киевской епархии. Объем церковных проблем был так велик, что владыка  Макарий пришел к  выводу о необходимости рукоположения новых архиереев, которые смогли бы понести тяготы архипастырского служения в новых, неблагоприятных для Православия обстоятельствах. Таким образом,  в 1920-х годах был совершен ряд архиерейских хиротоний наиболее твердых и верных сторонников Святейшего Патриарха Тихона, способных к активной и плодотворной церковной деятельности. Предлагаемые кандидатуры утверждались самим Патриархом Тихоном, а затем его преемниками — митрополитами Петром (Полянским) и Сергием (Страгородским). 14 сентября 1923 года состоялась хиротония архимандрита Сергия (Куминского) во епископа Радомышльского и Чернобыльского, викария Киевской епархии, в которой участвовали епископы Парфений (Брянских)  и Макарий (Кармазин)7 , ныне прославленные Церковью в лике священномучеников. Впоследствии епископ Сергий также принимал участие в архиерейских хиротониях. Особенно примечательно, что 1 августа 1926 года он участвовал в рукоположении во епископа Бершадского, викария Подольской епархии,  архимандрита Варлаама (Козули), который в 1935 году сменил владыку Сергия на Марийской кафедре8  и управлял Марийской епархией около двух лет.

 В 1925 году епископ Сергий (Куминский), по-прежнему занимая Радомышльскую кафедру, временно управлял и Киевской епархией9 . Кроме того, на нем лежали обязанности по установлению связей между Московской Патриархией и украинским епископатом10 . Во время одной из таких поездок 23 октября 1926 года владыка Сергий был арестован в Москве и помещен в Бутырскую тюрьму. Вместе с ним по делу проходил еще один архиерей — архиепископ Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров). Обвинение предъявлялось по ст. 58-13 УК и состояло в том, что архипастыри призывали верующих отстаивать патриаршую форму управления Церковью, что, по понятным причинам, вызывало недовольство властей, поддерживавших обновленцев. 7 января 1927 года постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ архиепископ Аверкий (Кедров) был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан (впоследствии, в 1937 году, он был расстрелян в городе Бирске), а епископ Сергий (Куминский) — к 3 годам ссылки в Марийскую автономную область11 , которую отбывал в Краснококшайске12 .

История ссыльного духовенства, проживавшего на территории Марийского края в 20-30 годы прошлого века, конечно, заслуживает отдельного исследования. Она является явным выражением того, как премудро все устраивает Господь. К примеру, в начале 1920-х годов немалая часть белого духовенства Казанской епархии, в том числе и Марийского края, поддалась обновленческому соблазну. Но в 1923-1924 годах в Краснококшайске находились в ссылке архимандрит Киево-Печерской Лавры Ермоген (Голубев) и киевский священник Анатолий Жураковский. Под влиянием бесед с ними отступившее от Православия местное духовенство, в большинстве своем примкнувшее к обновленчеству по неведению, принесло покаяние, в связи с чем в городе было совершено торжественное богослужение13 , а в 1925 году, ввиду возвращения приходов в лоно Православной Церкви, было образовано Краснококшайское Православное церковное управление староцерковников, объединившее более 40 общин14 . Во второй половине 1920-х годов в столице Марийского края, кроме епископа Сергия (Куминского), находились в ссылке  епископ Сухумский и Эриванский Антоний (Романовский), епископ Аксайский Захария (Лобов) (впоследствии архиепископ, погибший в заключении и прославленный ныне в лике священномучеников). Кроме указанных выше архиереев, в Марийском крае в разное время проживали архиепископы Серафим (Самойлович) (расстрелян 9 ноября 1937 года, прославлен в лике священномучеников) и Иринарх (Синеоков), епископы Авраамий (Чурилин), занимавший затем, в 1931-1935 годах, Марийскую кафедру и расстрелянный 13 января 1938 года в Архангельске, Иоасаф (Удалов) (расстрелян 2 декабря 1937 года), Илларион (Бельский) и Сергий (Дружинин) (расстреляны в Йошкар-Оле, соответственно, 31 августа и 17 сентября 1937 года)15 . Все указанные выше архипастыри, конечно же, способствовали утверждению в людях Православной веры, к ним обращались верующие за советом и утешением в трудные годы гонений на Церковь. К примеру, вокруг епископа Сергия (Дружинина) объединились бывшие насельницы Богородице-Сергиева монастыря, многие из которых после закрытия обители и Входо-Иерусалимской церкви проживали в Йошкар-Оле. Две из них, монахиня Антонина (Шахматова) и послушница Анастасия (Задворова), приняли мученическую кончину вместе с Владыкой, несколько матушек скончались в заключении16 .

Живя в Краснококшайске, епископ Сергий (Куминский) ходил на богослужения в Воскресенский собор. Владыка усердно молился в алтаре, но совершать службы самому властями ему запрещалось. В столице Марийской автономной области епископ Сергий пробыл около четырех лет17, а в 1930 году  он был назначен епископом Бузулукским, викарием Самарской епархии18 . 23 ноября 1930 года Владыка был вновь арестован, а 13 апреля 1930 года по ложному обвинению в антисоветской агитации  (статья 58-10 УК РСФСР) осужден к ссылке в Северный край на 3 года19 . После возвращения из заключения 5 декабря 1934 года он был назначен епископом Ливненским, 9 февраля 1935 года  направлен на Рыльскую кафедру, 21 мая 1935 года определен епископом Марийским, 29 октября 1935 года — Вольским, а 14 апреля 1936 года — Ачинским,  причем с 1 апреля по 4 ноября 1936 года  временно управлял также Красноярской и Енисейской епархией20 .

Епископ Сергий прибыл в Ачинск 23 мая 1936 года, а 17 ноября 1937 года был вновь арестован и помещен в местную тюрьму21 . В постановлении об избрании меры пресечения от 14 ноября 1937 года говорилось, что он состоял “членом контрреволюционной организации офицерско-белогвардейского заговора и проводил контрреволюционную работу”. На этом основании епископа Сергия привлекали в качестве обвиняемого по статье 58-10, 11 УК РСФСР.

Ко времени ареста Владыке было 68 лет, он был болен миокардитом и бронхитом. На единственном допросе епископ Сергий показал, что “все служители культа, находящиеся на территории Красноярского края тихоновского течения, подчинены мне по службе”, а приезды священников епархии к нему объяснил “необходимой потребностью по церковным делам, в частности получением святого мира или получением указаний относительно богослужений”. Обвинение в контрреволюционной деятельности Владыка решительно отверг. Следователь, как видно из протокола, попытался оказать на престарелого архиерея психологическое давление, но своего не добился. Допрос был прерван и больше не возобновлялся. 22 ноября 1937 года состоялось три очных ставки, в ходе которых все обвинения в контрреволюционной деятельности Владыка также отверг.

5 декабря 1937 года состоялось заседание тройки Управления НКВД Красноярского края, на котором епископ Сергий (Куминский) был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в Ачинске 11 декабря 1937 года в 24 часа ночи. В 1957 году следственное дело пересматривалось. В постановлении Президиума Красноярского краевого суда от 23 ноября того же года говорится, что арест и осуждение всех привлеченных по делу является необоснованным. По итогам проверки постановление тройки УНКВД Красноярского края от 5 декабря 1937 года было отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления.

Таков он, в кратком изложении, жизненный путь епископа Сергия (Куминского). И хотя Владыка занимал Марийскую кафедру менее месяца, несомненно, что если обрел он у Бога дерзновение, то является молитвенником и ходатаем и за наш Марийский край, с которым пути Господни свели его дважды. Хочется надеяться, что со временем будет составлено более полное жизнеописание епископа Сергия, что принесет всем нам духовную пользу.

Примечания

 1 Дело по обвинению Куминского С.С. / Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д. П-8611; История храма Святой Троицы села Горетово // myshkino.mrezjha.ru.

 2 РГВИА. Ф. Ф-408. Оп. 1. Д. 15158. Л. 88 об.; 9 уланский Бугский полк // www.regiment.ru; Военное и морское духовенство на 1905 год // www.petergen.com; Все про Умань. 1903 год // www.guman.com.ua; Киевский военный округ. Храмы; Церковь 65-го Московского полка в честь Святителя Алексия  // www.temples.ru.

 3 РГВИА. Ф. Ф-408. Оп. 1. Д. 15158. Л. 88 об.; Ф. Ф-2044. Оп. 1. Д. 8. Л. 60 об.

 4 Епископ Сергий (Куминский) // www.ortho-rus.ru.

 5 Дело по обвинению Куминского С.С.; РГВИА. Ф. Ф-408. Оп. 1. Д. 15158. Л. 88 об.

 6 Дело по обвинению Куминского С.С.

 7 Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М., 1994. С. 942, 992; // www.ortho-rus.ru.

 8 Cм.: Священномученик Макарий, епископ Днепропетровский // www.zaistinu.ru/ukraine.

 9 Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 926, 992.

 10 Cм.: Священномученик Макарий, епископ Днепропетровский.

 11 Дело по обвинению Кедрова П.П. и Куминского С.С. / Государственный архив Житомирской области. Ф. Р-5013. Д. 28854-П. Л. 9, 10, 17, 17 об.

 12 Дело по обвинению протоиерея Петра Кочеткова / ГА РМЭ. Ф. Р-1086. Оп. 10. Д. 413.

 13 За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Кн. 1. М., 1997. С. 422-423, 438-439.

 14 ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 432. Л. 2-2 об., 47-48.

 15 За Христа пострадавшие. С. 451, 513, 527.

 16 Следственное дело по обвинению епископа Сергия (Дружинина) и других. / ГА РМЭ. Ф. Р-1086. Оп. 7. Д. 909, 910.

 17 Дело по обвинению игумена Сергия (Мытикова) // Архив УФСБ по Кировской области. СУ10292; ГА РМЭ. Р. 384. Оп. 1. Д. 86. Л. 32.

 18 Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 914, 916, 992.

 19 Стремский Н.Е., протоиерей. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века. Т. 1. Саракташ, 1998. С. 187.

 20 Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 912, 919, 931, 933, 943, 992; // www.ortho-rus.ru.

 21 Сведения об аресте епископа Сергия (Куминского) в 1937 году, приводятся по: Дело по обвинению Куминского С.С.

 

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Просветительская деятельность Братства святителя Гурия на территории Марийского края
23.05.2024
26

Просветительская деятельность Братства святителя Гурия на территории Марийского края

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2013 г.   AПAEBA Стелла, ВОЛКОВА Татьяна, студентки 1 курса Йошкар-Олинского медицинского колледжа   Просветительская

Об особенностях конфессиональной принадлежности марийского этноса в современных условиях
23.05.2024
20

Об особенностях конфессиональной принадлежности марийского этноса в современных условиях

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2013 г.   СИЛЬДУШКИНА Надежда Евстафьевна, аспирант кафедры психологии человека PГПУ им. А. Герцена, Санкт-Петербург  

Православная проповедь на марийском языке в начале XX века
23.05.2024
14

Православная проповедь на марийском языке в начале XX века

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2013 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛ  

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
645
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
516
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Молебен священномученикам Марийским на Мендурском кладбище
01.10.2022
487
Новости

Молебен священномученикам Марийским на Мендурском кладбище

25 сентября после воскресной Божественной литургии состоялась совместная поездка от приходов храма Рождества Христова г. Йошкар-Олы и храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево на Мендурское мемориальное кладбище. Руководитель Миссионерского ...

Все новости