Новости миссионерского отдела
«Цвета богослужебных облачений»
Каждая часть Богослужения или Таинства, каждый элемент убранства православного храма или иконы пронизаны глубочайшей символикой христианской веры. Значение имеет и цвет в облачении священнослужителей и убранстве храмов.
Цвета облачений бывают восьми цветов:
1. Красное облачение — это цвет духовного ликования, пламенной и жертвенной любви Господа к человеку. В Русской Православной Церкви алый или багряный с золотом считается традиционным цветом Пасхальной радости, в память об окрасившимся в красный яйце, принесенном Марией Магдалиной. Этот цвет храмового убранства и облачений священнослужителей остается неизменным до праздника Вознесения Господня.
И одновременно это цвет крови, поэтому в красных облачениях проходят церковные службы в честь мучеников, в День Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи.
2. Голубое облачение — голубой цвет традиционно ассоциируется с Богородицей и Царствием Небесным. Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Такое облачение надевают на все праздники Пресвятой Богородицы — Успение, Рождество Богородицы, Введение во Храм, Сретение и на другие Богородичные праздники.
3. Белое облачение — это символ Фаворского света, Божественного просияния, духовной чистоты и целомудрия. Поэтому в белых облачениях служат в Господские праздники, то есть в те, которые посвящены событиям жизни Иисуса Христа. Белый цвет – это цвет Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Обрезания, Лазаревой и Великой Субботы. В некоторых храмах также Сретения и входа Господня в Иерусалим.
Этим цветом также украшаются храмы в дни памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в Рождество святителя Иоанна Предтечи, в дни памяти бесплотных Ангельских сил. В белых облачениях начинается Пасхальная утреня.
Белые ризы как символ духовного преображения и очищения используются при совершении Таинства Крещения, Венчания и на заупокойных богослужениях.
4. Зеленое облачение — зеленый – цвет вечной жизни. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Спасителем (желтый, золотой цвет духовной славы) и возводит его в Царство Небесное (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье), в День Святого Духа, а также в дни памяти юродивых и праздники Преподобных отцов, например на праздник Серафима Саровского и др. Преподобных отцов церкви.
5. Желтое или золотое облачение — это цвет величия, духовной славы и достоинства. Традиционно в облачениях этого цвета проводятся службы воскресного дня, как посвященного Господу. Также «золотым» убранством храмов и цветом облачений священнослужителей Церковь отмечает дни прославленных пророков, многих апостолов и святителей. Желтый цвет риз – самый привычный для Русской Православной Церкви.
6. Черное облачение — надевают на Великий пост — первую и последнюю недели поста каждый день, а в другие недели только по будням — считается постовой цвет.
Черный (или темно-коричневый) – это цвет скорби и покаяния, отречения от мирской суеты. Поэтому он характерен для облачения монашествующих, а в строгие дни Великого поста и для остальных священнослужителей.
7. Фиолетовое облачение — в фиолетовом цвете соединились цвет крови Христовой и Его Воскресения с голубым, символизирующим, что жертвенный подвиг Спасителя открыл нам дорогу в Царство Небесное. Также он означает силу духа.
Принят в дни празднования Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста, в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.
8. Бордовое облачение — цвет мученический — подходит для праздников Святых мучеников, особенно, если храм назван в честь какого-либо мученика. А также, по Богослужебному уставу в пост и Страстную седмицу предпочтительно служить не в траурных, а тёмных ризах темно-бордового и фиолетового цветов.
Все новости раздела
Каждая часть Богослужения или Таинства, каждый элемент убранства православного храма или иконы пронизаны глубочайшей символикой христианской веры. Значение имеет и цвет в облачении священнослужителей и убранстве храмов.
Цвета облачений бывают восьми цветов:
1. Красное облачение — это цвет духовного ликования, пламенной и жертвенной любви Господа к человеку. В Русской Православной Церкви алый или багряный с золотом считается традиционным цветом Пасхальной радости, в память об окрасившимся в красный яйце, принесенном Марией Магдалиной. Этот цвет храмового убранства и облачений священнослужителей остается неизменным до праздника Вознесения Господня.
И одновременно это цвет крови, поэтому в красных облачениях проходят церковные службы в честь мучеников, в День Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи.
2. Голубое облачение — голубой цвет традиционно ассоциируется с Богородицей и Царствием Небесным. Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Такое облачение надевают на все праздники Пресвятой Богородицы — Успение, Рождество Богородицы, Введение во Храм, Сретение и на другие Богородичные праздники.
3. Белое облачение — это символ Фаворского света, Божественного просияния, духовной чистоты и целомудрия. Поэтому в белых облачениях служат в Господские праздники, то есть в те, которые посвящены событиям жизни Иисуса Христа. Белый цвет – это цвет Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Обрезания, Лазаревой и Великой Субботы. В некоторых храмах также Сретения и входа Господня в Иерусалим.
Этим цветом также украшаются храмы в дни памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в Рождество святителя Иоанна Предтечи, в дни памяти бесплотных Ангельских сил. В белых облачениях начинается Пасхальная утреня.
Белые ризы как символ духовного преображения и очищения используются при совершении Таинства Крещения, Венчания и на заупокойных богослужениях.
4. Зеленое облачение — зеленый – цвет вечной жизни. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Спасителем (желтый, золотой цвет духовной славы) и возводит его в Царство Небесное (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье), в День Святого Духа, а также в дни памяти юродивых и праздники Преподобных отцов, например на праздник Серафима Саровского и др. Преподобных отцов церкви.
5. Желтое или золотое облачение — это цвет величия, духовной славы и достоинства. Традиционно в облачениях этого цвета проводятся службы воскресного дня, как посвященного Господу. Также «золотым» убранством храмов и цветом облачений священнослужителей Церковь отмечает дни прославленных пророков, многих апостолов и святителей. Желтый цвет риз – самый привычный для Русской Православной Церкви.
6. Черное облачение — надевают на Великий пост — первую и последнюю недели поста каждый день, а в другие недели только по будням — считается постовой цвет.
Черный (или темно-коричневый) – это цвет скорби и покаяния, отречения от мирской суеты. Поэтому он характерен для облачения монашествующих, а в строгие дни Великого поста и для остальных священнослужителей.
7. Фиолетовое облачение — в фиолетовом цвете соединились цвет крови Христовой и Его Воскресения с голубым, символизирующим, что жертвенный подвиг Спасителя открыл нам дорогу в Царство Небесное. Также он означает силу духа.
Принят в дни празднования Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста, в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.
8. Бордовое облачение — цвет мученический — подходит для праздников Святых мучеников, особенно, если храм назван в честь какого-либо мученика. А также, по Богослужебному уставу в пост и Страстную седмицу предпочтительно служить не в траурных, а тёмных ризах темно-бордового и фиолетового цветов.
Другие новости раздела


🆕 Иерей Николай Бабич проводил призывников в армию
15 октября в Йошкар-Оле, у монумента Воинской славы, прошла отправка первой группы призывников из Республики Марий Эл на место службы. 40 человек отправились в воинские части сухопутных войск Ленинградского и Московского военных округов.


🆕 Крестный путь Патриарха Тихона. Об открытии портала, посвященного святителю Тихону
В год 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открыл портал «Крестный путь Патриарха Тихона». Этот уникальный проект в документах и


📣 Приглашаем к участию в XI Межрегиональном фестивале-конкурсе духовно-православной песни «Благой ковчег»
11 ноября 2025 года в концертном зале Килемарского районного Дома культуры состоится XI Межрегиональный фестиваль-конкурс духовно-православной песни «Благой ковчег». Межрегиональный фестиваль-конкурс православной песни
Популярные новости


Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...


Выдающиеся марийские миссионеры
Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский (1867-1879). Обращал особое внимание на миссионерскую деятельность. Основал несколько миссионерских обителей, в числе которых Сурский Михаило-Архангельский мужской и Свято-Троицкий женский ...